Опубликованное сегодня исследование компании «Эрнст энд Янг», Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Центра национального интеллектуального резерва МГУ опровергает ряд негативных стереотипов о движении средств через экономическую границу РФ.
Основными выводами проведенного исследования стали:
- Сумма заявленного оттока капитала — 80,5 млрд. долл. США в 2011 году, превышает реальный отток как минимум вдвое.
- Обсуждаемый в СМИ показатель оттока капитала является бухгалтерским, при его расчете не рассматривается экономическая суть транзакций. Показатель в текущей формуле расчета включает операции, по экономической сути не являющиеся оттоком капитала.
- Показатель оттока капитала в текущей формуле не используется ни в одной из ведущих и развивающихся экономик. Наиболее используемым является индекс, рассчитываемый Всемирным Банком («private capital flows»).
- Статистическая зависимость между показателями инвестиционного климата и рассчитываемым показателем оттока капитала отсутствует. Например, не обнаружено статистической зависимости между показателем притока/оттока капитала и GCI индексом (индекс, характеризующий инвестиционный климат в стране), CPI индексом (индикатор коррумпированности государственного сектора в стране), рейтингом Doing Business и индексом инвестиционной привлекательности, рассчитываемый «Эрнст энд Янг».
- Ситуация с оттоком капитала в России полностью сопоставима со странами с экспортно-ориентированными экономиками, такими как Кувейт, Норвегия и Япония.
- Динамика движения капитала в России в значительной степени продиктована глобальными тенденциями, а не изменением экономических показателей внутри страны. Капитал утекает из России в те периоды, когда наблюдаются проблемы в мировой экономике, а не в самой России.
- Объём прямых инвестиций, направленных из РФ в оффшорные зоны за период 2007-2011 гг. почти полностью совпадает с объемом инвестиций, направленных из данных юрисдикций в Россию за аналогичный период. Таким образом, в среднесрочном периоде средства, выводимые в форме прямых инвестиций в офшоры, возвращаются в Россию.
- Не все формально включаемые в отток капитала операции являются негативным фактором для страны. В перечень операций, формально являющихся оттоком капитала, но не оказывающих негативный эффект на экономику России, входят: сделки по слияниям и поглощениям российскими компаниями иностранных активов; погашение российскими предприятиями долга, привлеченного за рубежом без его рефинансирования; реинвестиция доходов, заработанных дочерними компаниями-нерезидентами в отдельно взятом году, и другие.
«Методология подсчета экономических показателей должна периодически пересматриваться для корректировки относительно изменившихся макро показателей и проверки на совместимость с реальными условиями - говорит Александр Ивлев, управляющий партнер компании «Эрнст энд Янг» по России – Мы не можем строить модели развития компаний и страны без проверенной информации, которая идет в основу многих расчетов».
«РФПИ, «Эрнст энд Янг» и Центр национального интеллектуального резерва МГУ посчитали актуальным детально разобраться в методике расчете показателя оттока капитала и его экономическом смысле - отметил, комментируя результаты, генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев. – В итоге выяснилось, что реальные показатели оттока гораздо ниже. Мы считаем целесообразным совместно с компанией «Эрнст энд Янг» и Центром национального интеллектуального резерва МГУ разработать новый индекс, более точно отражающий экономическую суть проводимых транзакций. Реальный отток капитала гораздо ниже и многие сложившиеся стереотипы по этому вопросу не подтверждаются данными».
"Мы рады, что мы верно оценили потребности нашей страны и создали Центр национального интеллектуального резерва (ЦНИР), который оказывает мощную поддержку талантливой молодежи. Благодаря Центру молодежь имеет возможность участвовать в реальной жизни своей страны, как например в решении столь важного вопроса как отток капитала из РФ, и почувствовать, что она действительно востребована на своей Родине. Наши молодые ученые смогли показать, что отток капитала не коррелирует с инвестиционным климатом России, и последний намного более благоприятен, чем это было принято считать до сих пор". – отметил Виктор Антонович Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Базисом для альтернативного индекса может стать показатель private capital flows, рассчитываемый World Bank и составивший -32,3 млрд. долларов для России в 2011 году, скорректированный на транзакции, по экономической сути не являющиеся оттоком капитала.