Kirill Dmitriev, chief executive officer of the Russian Direct Investment Fund, discusses efforts to attract new stock listings in Moscow and investment strategy. He speaks with Ryan Chilcote on the sidelines of the St. Petersburg International Economic Forum on Bloomberg Television's "Countdown."
Санкт-Петербургский экономический форум в настоящее время в самом разгаре. В нем принимают участие представители бизнеса из 19 стран. Среди участников мероприятия и генеральный директор Российского Фонда Прямых Инвестиций объемом 10 млрд долл. Кирилл Дмитриев. Он возглавляет этот фонд с момента его основания в прошлом году. Основной задачей фонда является осуществление инвестиций в России. Однако в этом месяце Дмитриев заключил сделку о создании совместного российско-китайского фонда объемом 4 млрд долл. Вы можете видеть, почему он был назначен руководителем этого фонда. У него большой опыт, связанный с осуществлением частных инвестиций в одной из крупнейших управляющих компаний ICON Private Equity. У него также за плечами большой опыт работы в McKinsey и Goldman Sachs. С Кириллом Дмитриевым пообщался в ходе форума в Санкт-Петербурге Райан Чилкотт.
Райан, РФПИ только что заключил соглашение с Blackrock о совместном инвестировании в российские компании, которые выходят на IPO.
Да, это действительно так. В настоящее время в Санкт-Петербурге белые ночи. Солнце садится около 4 часов утра. И Кирилл Дмитриев в течение всей ночи здесь, общаясь с инвесторами. Спасибо, что присоединились к нам.
Кирилл Дмитриев: Не за что.
Давайте поговорим о вчерашней сделке. Основная идея заключается в том, чтобы увеличить приток инвестиций в компании, которые намереваются осуществлять листинг в России.
Кирилл Дмитриев: Абсолютно точно. В настоящее время создан консорциум, который включает в себя несколько крупных мировых инвесторов. Это, в частности, такие компании, как Blackrock, Templeton, Goldman Sachs, а также мы – Российский Фонд Прямых Инвестиций. Мы планируем инвестировать в российские компании, которые собираются проводить IPO. Единственным условием инвестирования является то, что эти компании должны осуществлять листинг на российской бирже. И мы видим массу возможностей в этом.
И вы рассматриваете компании с оценкой порядка 100 млн долл., все верно?
Кирилл Дмитриев: Я думаю, наши инвестиции будут порядка 100 млн долл. в компании, которые только находятся на нулевом инвестиционном цикле.
И в обмен на ваши инвестиции вы получите пакеты акций в размере 3-4%?
Кирилл Дмитриев: Я думаю, в принципе, размере пакета может быть и больше. Однако речь идет не только о том, чтобы получить большие пакеты акций. Это так называемые pre-IPO инвестиции. Поэтому они могут быть рассмотрены в качестве дисконта перед будущим IPO.
Каков размер этого дисконта? 30%?
Кирилл Дмитриев: Я не хотел бы называть конкретные цифры. Но отдача на инвестиции будет очень хорошей в течение нескольких лет перед осуществлением IPO.
Итак, 100 млн долл. Это означает, что 50 млн долл. инвестируете вы, и еще 50 млн долл. распределяются среди этих трех инвесторов – Blackrock, Templeton и Goldman Sachs…
Кирилл Дмитриев: Я думаю, мы можем вложить несколько меньше. Каждое решение будут индивидуальным. И консорциум будет рассматривать каждый конкретный случай.
Эти финансовые институты взяли на себя определенные обязательства?
Кирилл Дмитриев: Нет, но у них большое количество средств в управлении. Кроме того, они привержены к осуществлению сделок в России. Фонд, который взял на себя определенные обязательства, связанные с осуществлением инвестиций в России, – Кувейтский инвестиционный фонд. И это вторая важная новость. Они приняли на себя обязательства по осуществлению инвестиций общим объемом 500 млн долл. в те проекты, в которые будет инвестировать средства РФПИ.
Давайте вернемся к теме pre-IPO инвестиций. В настоящее время ситуация с IPO довольно напряженная. В текущем году в России было осуществлено всего одно публичное размещение.
Кирилл Дмитриев: Да, и как мы полагаем, здесь существуют большие возможности для инвестиций. Если вы посмотрите на состояние рынков капитала в настоящее время, то поймете, что сейчас не самое лучшее время для осуществления IPO. И мы также не думаем, что ситуация на рынках улучшится очень скоро. Поэтому мы собираемся рассмотреть различные возможности. Если IPO происходит, это замечательно, если нет, то эта инвестиция может быть конвертирована в сделку с меньшей стоимостью.
Почему, собственно, российские компании осуществляют IPO в Лондоне и Нью-Йорке, а не в Москве?
Кирилл Дмитриев: Основная причина в том, что в Лондоне большая ликвидность. И это то, что нам надо улучшить в России, применительно к нашим рынкам капитала. Однако еще одна причина заключается в том, что многие инвесторы думают, что публичное размещение в Лондоне осуществляется быстрее. Однако российская биржа в настоящее время активно развиваются, внедряются новые технологии. Поэтому мы полагаем, что у нее достаточно хорошее будущее.
Давайте поговорим о том, что основная идея этого всего заключается в предотвращении оттока капитала из России. С 2007 года из России было вывезено около 300 млрд долл. Реалистично, когда, по Вашему мнению, стоит ожидать изменения ситуации? Сколько, по Вашему мнению, пройдет времени, прежде чем капитал начнет притекать в страну?
Кирилл Дмитриев: Это может занять пару лет. Но что наиболее важно, в настоящее время российское правительство предпринимает конкретные практические действия. Президент Путин вчера произнес впечатляющую речь, в которой он заявил о том, что Россия должна подняться в рейтинге ведения бизнеса со 120-х мест на 20-е места. У российского правительства в настоящее время 22 различные дорожные карты, касающиеся развития различных аспектов, среди которых управление, налогообложение. Это займет некоторое время – но не 5-6, а всего пару лет. В то же время растет объем прямых инвестиций в Россию. Особенно иностранных инвестиций. За год он увеличился с 40 млрд до 53 млрд долл. Это 21% роста.
Инвесторы смотрят, в какие компании вы инвестируете. Какие компании являются для вас интересными с инвестиционной точки зрения?
Кирилл Дмитриев: Это компании, которые достаточно быстро и активно растут. Я не перестаю повторять, что средний класс в России за последние 5 лет увеличился в 3 раза. И это предоставляет большие возможности по осуществлению инвестиций.
Но все-таки какие компании конкретно. Поскольку у многих инвесторов Россия ассоциируется с сырьем. Я прав?
Кирилл Дмитриев: Нет, у нас очень диверсифицированный подход. Мы рассматриваем компании из различных секторов. Райан, вы знаете о Российском Фонде Прямых Инвестиций, поскольку вы были первым, кто услышал о нем от президента Дмитрия Медведева. Вы первым сообщили об этом.
Но все-таки не могли бы вы немного пояснить, какие именно это отрасли?
Кирилл Дмитриев: Логистика, сельское хозяйство, энергоэффективность, здравоохранение. Частная система здравоохранения – замечательный пример. В советское время не было частной системы здравоохранения, существовала только государственная. А на данный момент она очень активно развивается благодаря росту среднего класса.
Что бы вы сказали скептикам, считающим, что такие компании, как Blackrock и Goldman Sachs, были выбраны российским правительством для того, чтобы создавать позитивный имидж российского инвестиционного климата? Это не обязательно означает, что иностранные инвесторы не будут активно работать с вами. Но все-таки как бы вы оценили этот опыт?
Кирилл Дмитриев: Правительство определенно намерено и дальше повышать прозрачность и предпринимать ряд позитивных мер. Но что нам нужно – это ускорение. И то, что РФПИ предоставляет, – это партнерство с государством, средствами которого можно придать ускорение ряду инициатив. Но мы открыты для сотрудничества с другими инвестиционными фондами. Вчера состоялась встреча президента Путина с инвесторами, в управлении которых находится порядка 5 трлн долл. Все они вполне заинтересованы в использовании открывающихся возможностей в России.