четверг, 21 июня 2012 г.

Интервью Кирилла Дмитриева каналу Россия 24

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" рассказал о достигнутых за первый день работы Петербургского международного экономического форума соглашениях с Кувейтским инвестиционным фондом. По его мнению, эти соглашения можно назвать знаковыми.




Расшифровка интервью:
 
Ведущая: Сейчас мы перемещаемся в нашу студию в Петербург, на Международный экономический форум, там работает Стас Натазон. Стас, добрый вечер, вам слово.
 
Стас Натазон: Добрый вечер, Катя. Сегодняшний день на Петербургском экономическом форуме вполне можно назвать инвестиционным. Теме инвестиций в российскую экономику было уделено очень много внимания. Буквально со встречи с президентом Владимиром Путиным к нам в студию пришел Кирилл Дмитриев, глава российского фонда прямых инвестиций. Кирилл, добрый вечер.
Кирилл Дмитриев: Добрый вечер, Стас.
Стас Натазон: У вас годовщина, первая годовщина. Российский фонд прямых инвестиций был создан ровно год назад, можно вас с этим, наверное, поздравить…
Кирилл Дмитриев: Спасибо.
Стас Натазон: Но, наверное, лучшим подарком для вас было достигнутое сегодня соглашение с Кувейтским инвестиционным фондом об инвестициях  в полмиллиарда долларов в ваш фонд. Скажите, на что пойдут эти деньги?
Кирилл Дмитриев: Знаете, это действительно очень знаковое событие, потому что Кувейтский Инвестиционный фонд – это самый старинный суверенный фонд в мире. И очень много ведущих инвесторов смотрят, куда они вкладывают, что они делают. Поэтому то, что они вкладывают 500 миллионов, которые будут идти во все проекты Российского фонда прямых инвестиций, это очень знаково. Потому что они фактически показывают, что они доверяют нашим решениям, они не будут анализировать каждую сделку, они будут входить во все сделки Российского фонда прямых инвестиций. И это - один из первых инвесторов, который будет работать по такой схеме автоматического соинвестирования. Это очень важный знак уверенности в РФПИ, но что более важно, это очень важный знак уверенности в России. Потому что то, о чем говорил сегодня глава Кувейтского фонда, это то, что они верят в Россию, они верят в экономический рост России, и они хотят построить диверсифицированный портфель инвестиций в России именно через эти инвестиции в 500 миллионов совместно с нами.
Стас Натазон: Насколько я понимаю, иностранные инвестиционные фонды очень ждут приватизации российских компаний, выхода на IPO крупных российских компаний. Обсуждалось ли это сегодня на встрече с президентом?
Кирилл Дмитриев: Вы знаете, безусловно обсуждалось, что у многих инвесторов есть значительный интерес к приватизации. И это связано с тем, что опять-таки в России есть рост, по сравнению с тем, что в других странах этого роста нет. Поэтому безусловно, есть значительный интерес к инвестиционным активам, и инвесторы спрашивали о том, насколько будут продолжаться планы по приватизации, когда приватизация состоится, и получили довольно четкий, понятный ответ, что да, приватизация будет происходить, но она будет происходить на более правильных, понятных, прозрачных принципах, в отличие от той приватизации, которая была раньше.
Стас Натазон: Многие обратили внимание на сегодняшние слова Владимира Путина о том, что интерес к прямым инвестициям из-за рубежа в Россию растет. Президент привел данные, что год назад 25% компаний запрошенных были готовы инвестировать в Россию, сейчас уже почти 50%. С чем вы связываете такой рост интереса к прямым инвестициям в Россию на фоне оттока капитала?
Кирилл Дмитриев: Знаете, очень важно, что фокус идет о прямых инвестициях, т.е. тех долгосрочных инвестициях, которые заходят в страну на 5, 7, 10 лет и именно используются для развития экономики, для движения вперед .Соответственно, этот опрос действительно, который проводил Ernst&Young, это их ежегодный опрос, который они проводят. Они опрашивают 150 ведущих фондов прямых инвестиций в мире. И соответственно, 25% в октябре прошлого года говорили, что они готовы увеличить инвестиции в Россию, сейчас это 48% в апреле этого года. Это важно потому что, во-первых, Россия показывает хорошую траекторию роста. Во-вторых, в России есть хорошие, сильные макроэкономические показатели. И в-третьих, инвесторы действительно видят, что российское правительство имеет четкое и понятное целеполагание. Это в том числе, приведение России со 120-го на 20-е место по Ease of Doing Business, по ведению бизнеса, так и четкие, понятные шаги, как это сделать. И сегодня Владимир Владимирович много говорил про дорожные карты, про то, что это конкретные и понятные шаги в различных индустриях. Инвесторам это нравится как понятный, четкий и понятный план движения вперед.
Стас Натазон: И вы со всеми этими инвесторами общаетесь практически каждый день? Скажите, их интерес – это, в основном, традиционные, сырьевые отрасли экономики? Куда они хотят вкладывать деньги?
Кирилл Дмитриев: Вы знаете, опять-таки, почему важен вот этот вот кувейтский пример, потому что это именно идет инвестиции диверсифицированные, в те сектора, куда будет инвестировать РФПИ. А РФПИ не будет фокусироваться на сырьевых секторах. Поэтому действительно важно, что многие инвесторы смотрят на медицинский сектор, на телекоммуникационный сектор. Речь идет о широком спектре, соответственно, индустрий. И это крайне знаково, потому что да, конечно, есть ряд инвесторов, которым только интересно сырьевые отрасли. Но на встрече с президентом России сегодня присутствовали большинство инвесторов, которые заинтересованы именно в диверсификации, в инвестиции внесырьевые отрасли.
Стас Натазон: Большинство инвесторов, когда говорят о препятствиях для вхождения в российские компании или инвестициях в Россию, говорят, скорее, не об экономической статистике или экономических данных, а том, что мы называем «инвестиционным климатом», который в России недостаточно хорош. Как вам кажется, сегодняшнее решение создать должность омбудсмена по делам бизнеса и назначение господина Титова на эту должность… Если говорить серьезно, насколько это будет хорошим сильным знаком для того, что бизнес-климат в России улучшается? 
Кирилл Дмитриев: Вы знаете, это очень важное движение вперед и я приведу пример, когда Игорь Иванович Шувалов стал выполнять роль омбудсмена по иностранным инвестициям, это сыграло очень значимую роль. Очень много проблем было решено, инвесторы оказались очень довольны. Я присутствовал на многих встречах, где они были очень благодарны за такой институт. И, соответственно, то, что сейчас создается позиция омбудсмена вообще по правам предпринимателей в России, это в том числе, мне кажется, использование того успешного опыта, который  был показан – то, что Игорь Иванович делал именно для иностранных инвесторов. Поэтому этот институт будет, как нам кажется, хорошо работать,  он действительно позволит сбалансировать чашу весов в сторону предпринимателей.
Стас Натазон: Будет ли он достаточно влиятелен для этого?
Кирилл Дмитриев: Вы знаете, я думаю, что у господина Титова значительный опыт, чтобы создать и сделать действительно влиятельный орган. Плюс Владимир Владимирович упоминал, что также в ряде силовых ведомств будет также возможность взаимодействовать активно в этом направлении. Поэтому я думаю, что время покажет, но инвесторы очень позитивно восприняли этот шаг. Потому что очень важно действительно светить туда, где может быть иногда не все понятно, и я думаю, что вот этот вот омбудсмен он будет играть важную роль, высвечивая многие из тех проблем, с которыми сталкиваются предприниматели.
Стас Натазон: Мы все говорили об иностранных инвестициях в Россию ,а если говорить о российских инвестициях в Россию? Владимир Путин сегодня сказал, что часть денег из пенсионных накоплений могут быть направлены на долгосрочные инфраструктурные проекты внутри страны. Как вам кажется, когда это решение может быть реализовано, и какие механизмы его реализации?
Кирилл Дмитриев: Знаете, мы считаем, что это, безусловно, правильное решение. И когда мы обсуждали это с рядом ведущих долгосрочных инвесторов, они как раз говорили о том ,что в России есть значительный потенциал внутреннего долгосрочного капитала. И многие страны реализовали этот именно внутренний потенциал за счет того, что часть денег пенсионных фондов – небольшая часть – но она направлялась именно в инвестиционные проекты, в фонды прямых инвестиций, в инфраструктурные облигации…
Стас Натазон: То есть вы будете участвовать в инвестировании?
Кирилл Дмитриев: Нет, вы знаете, мы не будем. То есть, вот РФПИ получает деньги из бюджета, соответственно, мы как раз не претендуем ни на какие пенсионные деньги, это очень важно. Речь идет о том, что другие институты, другие игроки, которые будут инвестировать в инфраструктуру, они получат дополнительные долгосрочные деньги, что крайне важно для создания этого долгосрочного капитала в России. Что касается времени имплементации, я надеюсь, что что-то можно даже реализовать до конца этого года, может быть, в начале следующего года. Но я надеюсь, что движение в этом направлении будет правильное и быстрым, потому что многие другие страны это сделали и получили значительный эффект от такого движения.
Стас Натазон: Ну что ж, мы будем следить за этим движением и за ростом прямых инвестиций в Россию, спасибо вам, Кирилл.
Кирилл Дмитриев: Спасибо, Станислав.